Форум 2014

II Петербургский международный форум профессионального образования и финальная часть конкурса «100 лучших ссузов России» был проведен с 24 по 27 октября 2014 года в Санкт-Петербурге

IMG__0211

 IMG__0562

IMG__0375

IMG__0335

 

IMG__0106

IMG_0392

 Фотографии можно посмотреть в разделе Фотогалерея 2014

 

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ

II Петербургский международный форум профессионального образования

 

 

г. Санкт-Петербург

11 ноября 2014 г.

 

24-27 октября 2014 года состоялся II Петербургский международный форум профессионального образования. В его рамках прошла ставшая уже традиционной и состоявшаяся в девятый раз Всероссийская конференция «Проблемы и перспективы развития среднего профессионального образования в России». Также были подведены итоги федерального конкурса «100 лучших ссузов России» 2014 года.

 

Петербургский международный форум профессионального образования был впервые проведен год назад, осенью 2013 года. До этого мероприятия проводились в формате Всероссийской конференции «Перспективы развития среднего профессионального образования в России», ежегодно с 2006 года.

 

Кроме конференции программа Форума включала также работу по секциям, «круглый стол», встречу с руководителями профильных комитетов ГД РФ и СФ РФ, подведение итогов и награждение лауреатов конкурса «100 лучших ссузов России», обмен опытом — посещение передовых учреждений СПО Санкт-Петербурга и Ленинградской области, встречи без галстуков, интересную культурную программу.

 

В работе Форума, конференции и финальной части конкурса приняли участие более 150 человек из более чем 50 регионов страны.

 

Конкурс «100 лучших ссузов России» среди лучших учреждений профессионального образования России проводится ежегодно с 2006 года и ставит перед собой цель выявить наиболее успешные учебные заведения страны в области среднего специального и профессионального образования.

 

С 2010 года проведение конференции и конкурса поддержано Министерством образования и науки Российской Федерации. С докладами на предыдущих мероприятиях выступала директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ, кандидат педагогических наук, доцент Наталия Золотарева.

 

Существенную роль в организации Форума, проведении конкурса и конференции играет президент Союза директоров ссузов России, директор Красногорского государственного колледжа, доктор педагогических наук, кандидат экономических наук,профессор Виктор Демин.

 

Открывая работу конференции, В. Демин выступил с обстоятельным вступительным докладом, в котором поделился с аудиторией мыслями по поводу развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, что связано с необходимостью налаживания диалога между государством, бизнесом и обществом.

 

Он процитировал слова российского президента В. Путина, которые представляются ему в качестве ключевых в этом вопросе: «…стратегия инновационного развития страны — опора на реализацию человеческого потенциала, эффективное применение знаний и умений людей…»

 

В. Демин отметил, что страна переживает значительные внешние и внутренние изменения, которые связаны со становлением новой экономики, основанной на знаниях, развитием экономики в условиях импортозамещения, ОПК, высоких технологий. Происходят технические и технологические изменения, порождающие ускоренные темпы социальных перемен, интернационализацию экономики, культуры, образования.

 

Далее выступающий заявил, что можно констатировать определенные успехи профессионального образования (ПО) России:

  • преодолены трудности многолетнего недофинансирования учреждений;
  • наметилось постепенное возрождение престижа ПО как основы жизненного успеха молодежи (конкурс поступающих на обучение по техническим специальностям составляет 3 чел. на место, происходит развитие целевого обучения);
  • идет становление государственно-частного партнерства ПО и рынка труда (современные модели многоканального финансирования);
  • происходит изменение структуры, объемов, профилей подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена;
  • идет формирование новых моделей, структур ПО, центров ПО, прикладных квалификаций, сертификации квалификаций, становление сетевых учебных заведений, производственно-образовательных кластеров, профессионально-образовательных кластеров, центров прогнозирования и мониторинга кадровых потребностей региональной экономики;
  • развивается международное сотрудничество, в частности, в рамках движения Worldskills.

 

Формируется новое лицо региональных систем ПО. В подтверждение этого В. Демин привел следующие факты:

  • появление советов по профессиональному образованию при руководителях регионов;
  • реализация целевых программ развития ПО;
  • развитие новых региональных моделей ПО (образовательные кластеры МЦПК, РЦ и др.);
  • оптимизация и реструктуризация ПО;
  • использование независимой оценки качества ПО;
  • рост инвестиций в ПО;
  • неплохой показатель трудоустройства выпускников (42 %);
  • сокращение текучести выпускников на 20 %;
  • увеличение подготовки кадров по техническим специальностям, в т.ч. для ОПК на 15 %;
  • увеличение конкурса по техническим специальностям.

 

Вместе с тем, продолжил докладчик, система профессионального образования сталкивается со многими вызовами и проблемами. Среди них:

  • «навес» высшей школы над системой ПО;
  • конкуренция между уровнями образования;
  • отсутствие результативной системы профориентационной работы;
  • система профессионального образования еще не столь инвестиционно привлекательная для бизнеса;
  • низка доля населения, прошедшего повышение квалификации или переподготовку;
  • не отработаны вопросы неформального образования.

 

В числе других проблем российской системы профессионального образования, требующих своевременного разрешения, В. Демин назвал:

  • недостаточное соответствие подготовки кадров требованиям рынка труда и задачам ключевых секторов экономики;
  • снижение качества кадрового потенциала преподавателей и мастеров производственного обучения;
  • недостаточный менеджмент руководителей управления, руководителей и педагогических работников системы образования;
  • недостаточная ориентированность системы ПО на перспективные и текущие потребности рынка труда (63 % выпускников работают не по специальности).

 

Продолжая данную тему, проблемой № 1 он назвал дефицит кадров, который связан со специалистами среднего звена и рабочими.

 

Необходимо формирование нового современного кадрового потенциала. Сейчас средний возраст преподавателей спецдисциплин и мастеров составляет 51 год. Идет отрыв от новых технологий и техники. Остановился процесс формирования кадров за счет ведущих специалистов предприятий. Рост зарплаты слабо связан с профессиональным ростом и результатами обучения.

 

Также необходимо, продолжил В. Демин, работать над оптимизацией ресурсов ПО, основываясь на принципах объективности, необходимости и эффективности. Здесь речь идет об оптимизации объемов, профилей подготовки кадров по приоритетным направлениям развития экономики, а также об эффективности использования бюджетных средств и ресурсов.

 

Нужны новые эффективные модели ПО. В настоящие момент можно констатировать слабую заинтересованность, участие квалифицированных специалистов в работе ресурсных центров, многофункциональных центров прикладных квалификаций, медленное создание бизнесом независимых центров сертификации квалификаций и профессионально-общественных аккредитационных центров и агентств, а также несовершенство нормативной базы новых моделей ПО.

 

По мнению В. Демин новая миссия профессионального образования может быть реализована на уже имеющейся нормативно-правовой базе развития профессионального образования, которая предполагает:

  • переориентацию на развитие человека и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения;
  • участие в сфере труда;
  • соответствие квалификаций выпускников требованиям экономики;
  • обеспечение устойчивого развития общества;
  • создание условий для успешной социализации и самореализации;
  • создание условий для качественных изменений производительных сил;
  • обеспечение взаимоотношений системы образования с рынком труда;
  • консолидацию ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций.

 

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Олег Смолин коснулся ряда вопросов, связанных с перспективами развития и реформирования системы профессионального образования.

 

Он отметил, что мы сталкиваемся с факторами как развития, так и угроз. При этом он выделил ряд «позитивных» факторов, «противоречивых» и тех, которые он назвал «проблемными».

 

К позитивным факторам, по его мнению, можно отнести следующие:

1. Растет общественная потребность в рабочих кадрах.

2. Наблюдаются ростки импортозамещения. Вопрос в том, сумеем ли мы провести на этой основе «неоиндустриализацию» или нет.

3. В 2017 году вступает в силу отсрочка от армии для студентов СПО. Это позволит сохранить многих их тех, кто пришел учиться в систему профобразования.

 

К «противоречивым» факторам развития системы ПО Смолин отнес следующие:

1. Передача СПО в регионы.

Это создает трудности в проведении единой образовательной политики из-за разницы в уровне материальной обеспеченности отдельных регионов.

2. Ликвидация НПО как особого уровня.

3. График повышения зарплат в бюджетной сфере.

Если работникам школы зарплаты уже подняли — хотя сделано это преимущественно за счет усиления нагрузки, — то в системе ПО это отодвинуто на более поздний срок, что ставит под вопрос смысл самого мероприятия.

4. Неравномерность распределения федеральной помощи. В основном помощь достается полутора десяткам регионов, остальным сильно не хватает.

5. Развитие дистанционных форм электронного обучения.

6. Введение мониторинга со стороны госорганов.

По этому пункту возникает проблема с критериями «эффективности», аналогичная той, что уже проявила себя относительно вузов, где критерии мониторинга включают 5 пунктов, которые, по мнению выступающего, недостаточны и должны быть дополнены рядом других параметров.

 

Наконец, среди «проблемных» факторов системы профессионального образования О. Смолин упомянул:

  • Финансовое положение регионов. Все деньги в центре, при этом долги регионов растут. Более 70 регионов РФ являются должниками.
  • Увеличение числа студентов на одного преподавателя.
  • Бюрократизация образования. Эта тенденция даже более сильна, чем в советское время, что мешает реализации основных задач системы ПО.

 

О. Смолин отдельно подчеркнул, что нужна государственная политика поддержки импортозамещения, которая должна соединяться с усилиями по привлечению бизнеса для финансирования СПО — не взамен бюджета, а в дополнение к нему.

 

Актуальным вопросам системы профессионального образования было посвящено также выступление заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию, доктора физико-математических наук, профессора Виктора Шудегова.

 

Он отметил, что наступил новый этап в развитии России. Он связан с тем, что наши зарубежные «друзья», в кавычках, «наконец-то показали нам свое истинное лицо и свои истинные цели в отношении России». Заклинания доморощенных любителей Запада «заграница нам поможет» сделали свое дело. В стране развалены собственные промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, наука. Также горе-реформаторы еще совсем недавно активно разваливали систему образования.

 

Многие молодые юноши и девушки, продолжил он, думают сейчас, что все великие изобретения сделаны американцами или европейцами. Что граждане России не способны изобретать, они могут только покупать продвинутые вещи в Америке и Европе за нефтедоллары. В противовес этому он привел многочисленные фаты первенства России на мировой арене в сфере науки, техники и промышленности, начиная, по крайней мере, с XIX века.

 

Надо бороться против «комплекса национальной неполноценности, ущербности, обожествления “Запада”», — заявил В. Шудегов.

 

В первую очередь, продолжил он, нам нужна новая государственная кадровая политика. «Здесь нам пример показывает президент страны, который принял целый ряд мер, вопреки интересам ряда наших миллиардеров. В основе нового взгляда должно встать образование. Образование — это та скрепа, которая всегда объединяла народы и регионы России».

 

На новом этапе развития России, считает В. Шудегов, нам нужно новое законодательство в сфере образования. Имеющийся закон «Об образовании в РФ» не решает главной своей задачи — перевода России на инновационный путь развития, на востребованность науки и образования в своей родной стране.

 

Надо установить новый статус педагогического работника, убрать из образования коммерциализацию и спекуляцию, централизовать его, защитить молодежь от антипатриотического промывания мозгов и наркоагрессии.

 

В этой связи В. Шудегов отметил, что подготовил законопроект о повышении статуса педагогического работника, в котором в частности, говорится:

  • «педагогический работник, выполняя должностные обязанности, находится под защитой государства. Применение насилия в отношении педагогического работника, а также публичное оскорбление педагогического работника при исполнении им профессиональных обязанностей приравнивается соответственно к применению насилия в отношении представителя властиили к публичному оскорблению представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением и влечет административную или уголовную ответственность в соответствии законодательством Российской Федерации.
  • Запрещается целенаправленное формирование негативного мненияо педагогическом работнике».

 

О том, как работает система профессионального образования Финляндии, рассказал в своем выступлении руководитель учебных направлений технологии Профессионального колледжа Южного Саво Тапио Сювяоя (Tapio Syväoja).

 

Он сказал, что колледж «Esedu» является самым крупным профессиональным учебным заведением в регионе Южное Саво и готовит специалистов согласно потребностям рынка труда. Колледж предлагает многосторонние возможности: приобрести профессию, получить дополнительное обучение, повысить квалификацию, сдать квалификационные экзамены. С помощью образовательной деятельности и различных проектов, сказал Т. Сювяоя, мы содействуем развитию региона, предприятий и других организаций в регионе

 

В Финляндии школьник после окончания базового школьного образования может пойти в вуз, либо получить базовое профессиональное образование.

 

В колледже ведется обучение, тесно связанное с трудовой практикой. Среди особенностей обучения в колледже «Esedu» выступающий отметил следующие:

  • многосторонние связи с трудовой жизнью;
  • обучение на рабочем месте занимает центральное место;
  • предпринимательство — неотъемлемая часть обучения;
  • навыки обслуживания включены во все направления обучения;
  • обновленная среда обучения является хорошей поддержкой процесса обучения;
  • полученные знания и навыки демонстрируются на практике и на рабочем месте;
  • имеется множество международных связей.

 

Особо важную роль играет обучение на рабочем месте, то есть обучение профессиональным навыкам на производственном месте в практической работе. Оно занимает как минимум 6 месяцев из всей продолжительности учебы.

 

Практическая работа в реальной рабочей обстановке, продолжил Тапио Сювяоя, дает учащемуся возможность тренироваться в навыках, полученных на занятиях в колледже, помогает студенту в применении обученных в колледже знаний на практике, прививает студенту новые практические навыки, необходимые в профессии.

 

На рабочем месте назначается наставник для студента, при этом со стороны колледжа руководит мастер-преподаватель. Наставник и мастер вместе договариваются о том, каким навыкам студент будет учиться во время практического периода, т.е. как обучение на рабочем месте совпадает с учебным планом.

 

Доктор педагогических наук, профессор национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г.Санкт-Петербург) Олег Прикот поделился своими мыслями по вопросу о профессиональном стандарте руководителя образовательной организации как основы его профессиональной деятельности.

 

Понятие профессионального стандарта, отметил он, это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профдеятельности.

 

Профессиональный стандарт регулирует не столько трудовые отношения между конкретным работником и его работодателем (для этого существуют другие документы, например, трудовой договор или эффективный контракт), сколько отношения между профессиональным сообществом и гражданином, который хотел бы подтвердить свою квалификацию и стать частью этого профессионального сообщества. Такой подход исключает сведение профессионального стандарта к обновленной версии должностной инструкции. Логика его разработки иная — анализ профессиональной деятельности, описание требований к ней. При определении требований важно помнить, что они должны быть измеримы (диагностируемы) в соответствии с установленными в стране уровнями квалификаций, что их содержание подвижно, меняется на основе постоянного мониторинга объективных изменений в деятельности, что их задача — описать деятельность, а не личность.

 

Управленческая деятельность в профстандарте руководителя образовательной организации рассматривается как замкнутый цикл: планирование — прогнозирование — организация — мотивация — контроль — коррекция. Следуя Общероссийскому классификатору занятий, разработчики стандарта отнесли деятельность руководителей образовательных учреждений к четырем видам: управление организацией, управление технологиями, управление проектами и процессами, управление отдельными работами в организации. Согласно Национальной рамке квалификаций РФ, руководители учреждений образования — от заведующего отделом или старшего мастера до директора — были отнесены к 6 и 7 квалификационным уровням.

 

Стандарт содержит описание трудовых функций. Прежде всего, это 20 обобщенных трудовых функций: разработка стратегии организации, демонстрация лидерских компетенций, инициирование изменений и развития технологий и т.пЧетыре набора обобщенных трудовых функций, соответствующие уровням руководства, раскрываются в конкретных трудовых функциях, а также в умениях и знаниях, необходимых для выполнения этих функций.

 

Заместитель генерального директора ООО «Центр промышленного оборудования» (Санкт-Петербург) Сергей Ивановрассказал о новинках инновационного учебного оборудования, производимого его организацией. Стенды с учебным оборудованием находились в зале конференции и были доступны участникам для личного практического ознакомления, вызвал живой интерес участников мероприятия.

 

В ходе работы пленарного заседания возникали многочисленные вопросы, среди которых особенно следует отметить вопросы, обращенные к Тапио Сювяоя из Финляндии, рассказ которого показался интересным присутствующим в плане обмена опытом и сравнения с работой системы ПО в России. Оживленная дискуссия продолжалась также и вне официальной программы Форума.

 

* * *

 

По окончании работы конференции состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса «100 лучших ссузов России». Учебным заведениям-лауреатам вручались почетные дипломы и медали. Директора учебных заведений награждались почетным знаком «Директор года».

 

Кроме основной награды, многие учебные заведения были отмечены в дополнительных номинациях, поощрявших определенные направления работы либо заслуги преподавателей и сотрудников.

 

За дополнительной информацией обращайтесь:

Международная академия качества и маркетинга

 

Брунеткин Владимир

( (812) 677-31-17