Подведены итоги Петербургского международного форума профессионального образования, проходившего с 04-07 октября 2013 года
г. Санкт-Петербург
11 октября 2013 г.
4-7 октября 2013 года был проведен Петербургский международный форум профессионального образования. В его рамках состоялась ставшая уже традиционной и состоявшаяся в восьмой раз Всероссийская конференция «Проблемы и перспективы развития среднего профессионального образования в России». Также были подведены итоги федерального конкурса «100 лучших ссузов России» 2013 года.
Петербургский международный форум профессионального образования проводился впервые. Раньше мероприятия проводились в формате Всероссийской конференции «Перспективы развития среднего профессионального образования в России», ежегодно с 2006 года.
В 2013 году кроме конференции проходили такие мероприятия, как работа по секциям и круглый стол, встреча с руководителями профильных комитетов ГД РФ и СФ РФ, подведение итогов и награждение лауреатов конкурса «100 лучших ссузов России», обмен опытом – посещение передовых учреждений СПО Санкт-Петербурга и Ленинградской области, встречи без галстуков, интересная культурная программа.
В работе Форума, конференции и финальной части конкурса приняли участие около 200 человек из более чем 55 регионов страны.
Конкурс «100 лучших ссузов России» среди лучших учреждений профессионального образования России проводится ежегодно с 2006 года и ставит перед собой цель выявить наиболее успешные учебные заведения страны в области среднего специального и профессионального образования.
С 2010 года проведение конференции и конкурса поддержано Министерством образования и науки Российской Федерации. В этом году с ведущим докладом на мероприятии выступила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ Татьяна Рябко.
Существенную роль в организации и проведении конкурса и конференции сыграл президент Союза директоров ссузов России, директор Красногорского государственного колледжа, доктор педагогических наук, профессор Виктор Демин.
Активное участие в работе Форума приняли представители Администрации Санкт-Петербурга. С докладом на конференции выступил заместитель председателя Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, кандидат географических наук Александр Матвеев.
Организатором конкурса выступает Независимый общественный совет, в состав которого входят руководители и представители Союза директоров ссузов России, профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, Международной академии качества и маркетинга, других независимых общественных организаций. Конкурс дает возможность на основе независимой оценки определить результаты образовательной, административной и хозяйственной деятельности учебных заведений, готовящих базовые кадры для российской промышленности, придать этим результатам общественное звучание и таким путем повысить авторитет организаций-лауреатов и системы специального и профессионального образования в целом.
Приветствие участникам Форума и конференции направил заместитель председателя Государственной Думы Николай Левичев. В его приветственном слове говорилось:
«Важно, чтобы в дискуссиях были определены приоритетные направления развития среднего профессионального образования в условиях действия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также стратегия развития организаций СПО по взаимодействию с работодателями».
«Уверен, — продолжил Н. Левичев, — что участники форума найдут решение самых острых проблем, обменяются опытом и инновационными технологиями в профессиональном образовании, начнут реализацию новых образовательных проектов. Это очень важно для обеспечения посткризисной экономики современными кадрами и последующего планомерного развития среднего профессионального образования в России».
В заключение своего обращения заместитель председателя Госдумы пожелал участникам «новых творческих достижений во имя процветания нашей Родины, энергии и оптимизма, крепкого здоровья и семейного благополучия!»
В докладе Татьяны Рябко под названием «Задачи региональных систем образования в связи с вступлением в силу федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» главное внимание было уделено основным направлениям правительственной политики по модернизации системы среднего профессионального образования в России.
Выступающая отметила, что создаваемые многофункциональные центры прикладных квалификаций призваны гарантировать доступность и равенство образовательных возможностей, обеспечить концентрацию ресурсов для подготовки современных рабочих и специалистов среднего звена, повысить качество подготовки квалифицированных кадров, дать толчок развитию системы непрерывного обучения и повысить привлекательность подготовки по рабочим профессиям.
Основной целью проводимых преобразований, продолжила Т. Рябко, является формирование в Российской Федерации современной системы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена, способной эффективно реагировать на социально-экономические изменения и вызовы, осуществлять качественную подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями экономики и общества и предоставлять равные возможности для различных слоев и групп населения в приобретении необходимых навыков и квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.
В числе задач региональных систем профессионального образования выступающая назвала следующие:
Доклад председателя Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, академика РАН Валерия Черешнева был посвящен рассмотрению истоков и развития академической науки в России, а также связи между академической наукой и образованием.
Он отметил, что с момента своего создания по указу Петра I российская академия наук была ориентирована на привлечение свои ряды лучших европейских ученых, а также на поддержку только нарождавшейся тогда системы массового образования. До тех пор, пока в России не возникли собственные научные кадры, существенную роль в российской академии наук играли выходцы из стран Западной Европы — Германии, Франции, Италии.
В написанной два с половиной столетия назад записке под названием «О сохранении и размножении российского народа» М.В. Ломоносов писал: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».
Формулируя формулу российской стратегии, Ломоносов говорил о необходимости достижения гармонии между сильной государственной властью и потребностью в просвещении народа, а также в обеспечении гармонии между научным знанием, фундаментальной теорией и живой практикой.
В советский период, продолжил В. Черешнев, Академия наук СССР стала одним из главных факторов развития общества. В 1934 году в систему АН СССР вошло около 80 научных институтов с примерно 2000 научных работников. К 1940 году количество институтов составило около 150, а научных работников — около 4000. К 1985 году в АН СССР насчитывалось около 330 научных учреждений, в которых трудились 57 тысяч учёных-исследователей, при общей численности работников во всех учреждениях 217 тысяч человек.
Несмотря на сложные социально-экономические условия в постсоветское время, когда, в частности, из страны уехало порядка 80 тыс. ученых, Российская Академия наук сохранила свой базовый потенциал. На этом фоне принятое недавно решение о реформе РАН, по мнению академика В. Черешнева, является малопродуманным и чреватым серьезными негативными последствиями для будущего фундаментальной науки и в целом системы образования в России.
В докладе заместителя председателя Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, кандидата географических наук Александра Матвеева было освещено состояние и направления развития системы среднего профессионального образования Санкт-Петербурга, включающей 86 образовательных организаций, из которых 78 непосредственно находятся в ведении города.
Выступающий обратил внимание аудитории, что за последнее десятилетие произошли изменения в контингенте студентов образовательных учреждений СПО по группам специальностей: меньше стало учащихся по специальностям, связанным с экономикой и управлением, при этом большее число студентов начало изучать инженерно-технические специальности, а также специальности, связанные со здравоохранением, гуманитарными и социальными науками и сферой услуг.
Комплексная программа развития профессионального образования в Санкт-Петербурге в 2011-2015 годах, утвержденная в 2011 году, предполагает общий объём финансирования из бюджета Санкт-Петербурга в 4,5 млрд. рублей.
Правительство Санкт-Петербурга, продолжил А. Матвеев, выплачивает несколько сотен стипендий лучшим студентам системы СПО, проводит конкурсы «Студент года», организует выставки и «круглые столы», помогает создавать ресурсные центры государственных образовательных учреждений СПО.
Для обеспечения эффективности ресурсных центров проводится разработка и реализация краткосрочных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов профильных предприятий ведущих отраслей экономики Санкт-Петербурга в виде модулей, в том числе с использованием сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях интеграционных процессов, происходящих в системе профессионального образования для оптимизации ресурсного обеспечения подготовки кадров; осуществляется модернизация учебного оборудования центров не реже одного раза в пять лет на условиях совместного финансирования образовательных учреждений и работодателей.
Более 95 % процентов выпускников системы среднего профессионального образования Санкт-Петербурга, подчеркнул А. Матвеев, находят место работы уже в первый год после окончания учебы.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Олег Смолин коснулся ряда вопросов, связанных с перспективами системы образования.
Упомянув, что на прошедшем в июне Петербургском экономическом форуме министр образования и науки Дмитрий Ливанов говорил про большие потрясения, которые ожидают вузовское образование, О. Смолин согласился с этим, добавив, что, к счастью, в системе СПО ситуация несколько более благополучная.
Затем он коснулся вопроса об электронном обучении. Оно бурно развивается в последнее время во всем мире, обостряя конкуренцию на рынке образовательных услуг. Некоторые проекты, как, например, Coursera, наращивают количество слушателей, число которых уже составляет несколько миллионов. При этом в России пока в этой сфере делается очень мало, посетовал О. Смолин.
Выступающий дал краткую общую оценку новому федеральному закону «Об образовании»оссии
. По его мнению, каждый вперед в этом законе сопровождается тремя шагами назад. В частности, О. Смолин обратил внимание на то, что согласно нормам закона может резко вырасти плата за детские сады и студенческие общежития. Он также отметил, что упразднение ступени начального профессионального в этом законе образования чревато многими негативными последствиями.
Он также сказал, что деятельность педагогов — это высокотехнологичные рабочие места. Невозможно ставить задачу по созданию 25 млн новых высокотехнологичных рабочих мест, игнорируя те, которые существуют в настоящий момент и где условия труда ухудшаются. Например, повышение нормы учеников на 1 преподавателя фактически может быть приравнено к понижению качества образования.
Говоря о новых стандартах школьного образования, О. Смолин упомянул, что стандарт выстроен так, что для получения полноценного образования надо будет брать дополнительно 1-2 платных предмета, что вступает в конфликт с провозглашенным в конституции правом на бесплатное средне образование. Он также критически отнесся к перспективе введения предметов по выбору, поскольку это, по его мнению, приведет к вымыванию технических предметов из школьной программы.
Относительно критериев мониторинга вузов на «эффективность», включающего сегодня 5 пунктов, выступающий сказал, что они недостаточны и должны быть дополнены рядом других параметров. Этот вопрос актуален и для сферы СПО, где тоже планируется ввести мониторинг со стороны госорганов.
Наконец, в заключение О. Смолин весьма критически отозвался о реформе РАН, сказав, что это почти равнозначно ее разрушению. Как бы ни оценивать успешность хозяйственной деятельности нынешних руководителей академических институтов, вновь назначенные чиновники, по мнению О. Смолина, не будут управлять лучше.
Тему об особенностях применения федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» продолжилзаместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, доктор физико-математических наук, профессор Виктор Шудегов.
Отметив, что хотя Министерство образования и науки почти три года работало над этим законом, в итоге образование как было, так и остаётся в услужении экономики.
В. Шудегов процитировал слова председателя Комитета Госдумы по образованию, сказанные на пленарном заседании Думы в сентябре, что в законе есть «ляпы», то есть согласно словарю Ожегова, «грубые ошибки». Согласившись с этим, выступающий привел четыре таких «ляпа», которые нарушают Конституцию страны.
В-первых, в законе отсутствует понятие «образовательное учреждение», закрепленное в статье 43 конституции, говорящей об общедоступности и бесплатности образования. В результате, считает, Шудегов, «ущемляется конституционное право на образование».
Во-вторых, конституция не устанавливает никаких ограничений на получение бесплатного образования, в том числе и привязку к госстандартам, в то время как в законе бесплатность увязывается с «федеральными государственными образовательными стандартами».
В-третьих, впринятых по мотивам нового закона об образовании нормам разрешено создавать в школах «молельные комнаты». При этом нарушаются конституционные нормы об отделении религии и государства и о том, что школа России светская.
Наконец, школьная форма введена не новым законом «Об образовании в РФ», а инструктивным письмом Министерства, которое рекомендует регионам самим решать эту проблему. Это значит, что этнические и религиозные проблемы оказываются брошенными на произвол судьбы.
Остался в новом законе и ЕГЭ. По мнению В. Шудегова, «если мы хотим, чтобы наша молодежь работала только прислугой у олигархов, то ЕГЭ можно принимать. Если мы хотим развивать интеллект у молодежи, творческое начало личности, аналитических функций мозга, то использование тестовой системы ЕГЭ противопоказано!»
Отметил выступающий и неудовлетворительность уровня оплаты труда педагогических работников. Проведенный уже после принятия закона всероссийский социологический опрос показал, что «77 % учителей готовы сменить работу и уйти из профессии. Это катастрофа!» При этом, убежден В. Шудегов, «мало поднимать заработную плату. Не хлебом единым жив учитель». Необходимо повышать «престиж, социальный статус и самоуважение учителя!»
В дореволюционной России, напомнил он, учитель получал личное, хотя и не потомственное дворянство, а после 25 лет стажа назначалась пенсия в размере оклада.
В советское время постановлением ВЦИК в 1930 году, продолжил В. Шудегов, были введены для сельских учителей бесплатное жилье, отопление и освещение. Сейчас же новым законом все льготы сельских учителей переведены на региональный бюджет, так что теперь можно, не нарушая федерального закона, «региональными решениями проводить сокращение учительских льгот вплоть до 0%».
Заканчивая свое выступление, докладчик сказал: «Два последних десятилетия историческое время для России движется вспять. В образовании мы не можем выйти на уровень 1990 года, т. е. откатились на 25 лет назад, а на самом деле, намного дальше: ибо — как в 20-е годы ХХ века — вновь стоим перед необходимостью создавать российское образование».
Президент Союза директоров ссузов России, директор Красногорского государственного колледжа, доктор педагогических наук, профессор Виктор Демин поделился с аудиторией своими мыслями по поводу актуальных вопросов и перспектив развития среднего профессионального образования России.
Отметив действия государства в этой сфере, он обратил внимание на внутренние проблемы системы профессионального образования, среди которых он упомянул старение преподавательского состава, слабую мотивацию преподавателей и мастеров ПО, недостаточный уровень учебно-методической базы ПО, несовершенство механизмов социального партнерства, слабую мотивацию молодежи, а также социальные проблемы, связанные с низкими зарплатами и стипендиями.
Говоря о состоянии и современном этапе модернизации экономики в связи с развитием системы профессионального образования, выступающий отметил, что происходят изменения на рынке труда, меняется демографическая ситуация, возникают новые требования к качеству кадрового потенциала, профессиональным компетенциям.
Правительственная политика в сфере профессионального образования, продолжил В. Демин, была сформулирована в документе под названием «Стратегия 2020». Сформулированная там цель — это создание в Российской Федерации современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной:
Руководитель проектов по автоматизации учреждений профобразования фирмы «1С», кандидат физико-математических наукАлександр Родюков рассказал о новых разработках в сфере автоматизации работы учреждений СПО на примере опыта построения единой информационно-аналитической системы Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры и подведомственных ему колледжей.
Речь идет о создании информационной базы данных для автоматизации управленческой деятельности, которая должна выступать основой информационного пространства. Программные продукты позволят учебному заведению:
Директор Нижнекамского нефтехимического колледжа, доктор технических наук, профессор Александр Кутузов рассказал о деятельности ассоциации ученых и промышленников Нижнекамского муниципального района Татарстана как эффективной структуре для поддержки и сопровождения талантливой молодежи.
Заместитель директора Раменского политехнического техникума (Московская обл.) по учебно-методической работе Наталия Колесник поделилась опытом формирования профессионально важных качеств у студентов СПО в соответствии со стандартами нового поколения.
Заместитель генерального директора ООО «Центр промышленного оборудования» (Санкт-Петербург) Сергей Ивановрассказал о новинках инновационного учебного оборудования, производимого его организацией. Среди них виртуальный тренажер сварщика Soldamatic, виртуальный тренажер покраски SimSpray и другие модели учебного оборудования.
Стенды с учебным оборудованием также находились в зале конференции и были доступны участникам для личного практического ознакомления.
В ходе работы пленарного заседания возникали многочисленные вопросы, среди которых можно упомянуть проблемы, связанные отказом в приеме в учреждения СПО молодых людей из других регионов, конфликт принципа бесплатности образования и практикуемого при поступлении в образовательные учреждения конкурса аттестатов, отрывающий от учебы призыв в армию и др. Оживленная дискуссия продолжалась также и по окончании официальной программы конференции.